Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Блог им. Mihail / Гордость, гордыня, самонадеянность и заносчивость.

в Библии bible.com.ua/answers/r/35/3755

в Википедии: гордость — ru.wikipedia.org/wiki/Гордость
и гордыня — ru.wikipedia.org/wiki/Гордыня

богословские мнения — intellectspb.ru/harmony/word2.html

damian.ru/Cerkov_i_sovremennost/Batler/Batler_o_gordost.html

поношение фарисейства Фридрихом Ницше:

«Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение» «По ту сторону добра и зла» пар. 46

«Христианство — это ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе; это — libertinage ума; христианство есть ненависть к чувствам, к радостям чувств, к радости вообще» Антихристианин, пар. 21

«Юный государь во главе полков, являясь в своём великолепии выражением эгоизма и высокомерия своего народа, признаёт без всякого стыда себя христианином!.. Но тогда кого же отрицает христианство? что называет оно “миром”? Солдата, судью, патриота, всё, что защищается, что держится за свою честь, что ищет своей выгоды, что имеет гордость» там же, пар. 38

(в очередной раз восхищаюсь, как современно излагает библейское Ницше)

«Штольц» (Stolz) в переводе с немецкого — «гордость», а равно и «гордыня». особого слова для перевода последней я у немцев и не припомню — кто-нибудь подскажет?

грехом Пилата в «МиМ» озвучивается трусость, но все симптомы как его поведения, так и наказания, коему он подвергается, — диагностируют гордость.
  • 0
  • 8 сентября 2012, 15:51
  • Mihail
  • 11

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
+
0
в этом смысле непонятно, о какой "нормальной" гордости говорит в одном из отрывков о. Мень?

"если мать гордится успехами своего сына" - что в этом нормального, если суть - то же самообольщение? если говорится о том, что все мы получаем с помощью Божией, откуда взяться гордости чему бы то ни было вместо благодарности за что бы то ни было?

и в Писании ведь всюду - "гордость", а не что иное.
avatar

Mihail

  • 8 сентября 2012, 15:52
+
0
А чего здесь, а не в Палаццио?
avatar

Svetlana

  • 8 сентября 2012, 16:06
+
0
Так он, может, не знает про "Палаццо"?
Вы бы Михаилу ссылочку дали.
avatar

Vadim

  • 8 сентября 2012, 16:09
+
0
Там у Федора заскок сейчас - всех сразу "на х*й", без объяснения причин. Терпения много надо.
avatar

Aleksei

  • 8 сентября 2012, 16:15
+
0
Чистая правда, Светлана.
avatar

Vadim

  • 8 сентября 2012, 16:28
+
0
Вадим, так Михаил в Палаццио почтишто председатель.
avatar

Svetlana

  • 8 сентября 2012, 16:56
+
0
Михаил, вы бы тоже самое о смирении добавили, для сравнения)
avatar

Taras

  • 8 сентября 2012, 17:09
+
0
Светлана, ну Вы же многоопытный человек, Вам ли объяснять, что для яркости ощущений - обжорство в сексе первый враг? И в еде, собственно, тоже. Я как-то Великий Пост отпостился, так яйца на Пасху вкуснее любых пирожных показались. Штук десять зараз съел - остановиться не мог.
avatar

Aleksei

  • 8 сентября 2012, 19:28
+
0
Господа, вернитесь уже к теме. Настоятельно прошу и совету вам это.
avatar

Natalya

  • 8 сентября 2012, 21:51
+
0
смирение это отдельная большая тема, мне кажется.

применительно к размышлениям о Пилате и гордости лично меня более всего поразило, что «обоснованной» гордости нет.

чем гордиться Пилату? в светской нашей традиции «коммунистов, комсомольцев и их детей» считается не только естественным, но порой и обязательным гордиться какими-то своими заслугами. у нас ведь даже титулы с тех самых пор остались «заслуженный работник образования», «заслуженный артист», «заслуженный работник сельского хозяйства».

не отменяя самого факта (потенциальной возможности) наличия «заслуг», выразившихся в количестве воспитанных детей, обмолоченных гектар нивы и прочего, зададимся вопросом: а благодаря чему все это становится возможным? даже с сугубо атеистической точки зрения, выводящей «гипотезу Бога» как ненужную, очевидно, что нельзя быть 10 лет подряд передовиком производства, если ты работаешь на старой, разваливающейся Ниве, а твои «конкуренты» на Акросах. там не то что в передовики, а и в тридцатку не попадешь. для таких случаев вводятся, конечно, отдельные номинации по типу «веса мухи», где комбайнеры, трудящиеся на Нивах, идут отдельной номинацией, но даже здесь тот, на кого работает целый парк механизаторов, будет в выигрышном положении относительно работающего на пару со штурвальным.

особо продвинутые в таком случае начинают говорить «о команде» и «гордиться командой», но откуда берется команда? команду кто-то воспитывает, тренирует, обучает, к кому этот комбайнер не имеет никакого отношения, а если имеет — то сугубо эфемерное. соответственно, сама команда обязана уже чему-то куда более широкому и большому, чем она сама (школе, государству, обществу, природе), — без этого не могло бы ее быть. и как бы мы ни стремились найти «реально заслужившего», наши поиски в мире людей будут заведомо бесперспективны.

и в этой ситуации что остается человеку, стермящемуся относиться к себе честно, но желающему непременно гордиться собой? искать полной независимости. исключить влияние на себя со стороны ВСЕГО — не только людей, что можно было бы достичь отшельничеством, но исключить влияние еды, воды, солнца, всего прочего, а иначе опять у него получится, что лавры и заслуги ему придется с кем-то делить. он не сможет даже похвастаться тем, что, блин, преобразовать, мол, полученные химические вещества в тепловую энергию — тоже труд! моего, мол, организма! ибо даже ЭТО не его заслуга, а как такого рода машина-двигатель он был создан кем-то. естественно, он упирается в тупик.

при этом мы помним, что независимости этой он хотел от гордости. потому, что хотел выяснить, что может делать сам, «без примесей» в лице окружающих и природы. хотел честно и начистоту убедиться в том, что явялется именно ЕГО заслугой?

такого утоления он не получает (и не может получить), и его гнетет и снедает эта гордость, которая никогда не может быть утолена. он восприимчив к обидам, он при всем своем стремлении к честности обманывается относительно себя, и не может не обманываться, потому что должен питать гордость и приписывать себе те качества, которые имеет, по его мнению на текущий момент, «хороший», «правильный» или «свободный» или еще что угодно в этом же роде человек.

а в итоге всего этого сводится к тяжким мучениям. человек грызет себя сам, ему кажется, что его грызут остальные (ибо больно-то ему в самом деле, только насчет причины он обманывается — не они его грызут, а сам он растраливает себе больное место до состояния, когда любое дуновение ветерка обжигает, ласковое поглаживание саднит, и что уж говорить о дружеских тычках в плечо). страшное наказание, на которое, однако, сам себя человек обрекает.

то есть в точности, как пишет Ницше — гордость закрепощает, ослаб*яет, делает болезненным и лишает истинной свободы духа.
avatar

Mihail

  • 9 сентября 2012, 08:49
+
0
а выход прост - не гордиться вообще ничем. в бане генералов нет - и точка.
avatar

Mihail

  • 9 сентября 2012, 08:52

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения