Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Блог им. Antonina / Поэзия и дети

Давайте обсудим, как вводить детей в мир поэзии. Не детских стихов и не поэтических сказок.

Комментарии (20)

RSS свернуть / развернуть
+
0
ПЕРЕНОС:

Любик mamik Шатхина:

Тонь, а давайте обсудим поэзию. Уже не совсем детскую, но еще и не до конца взрослую?:)
Сборники (удачные и не очень), необходимость иллюстраций, необходимость прочтения вслух и обсуждения (хотя бы на первых порах)...
Имеется в виду, конечно, не дет. литература, а... даже не знаю, как точнее охарактеризовать - литературная классика, причем, НЕ сказки.
avatar

Antonina

  • 6 января 2013, 09:58
+
0
"Уже не совсем детскую, но еще и не до конца взрослую?:)"

Люба, приведи, пожалуйста, пример. Я не совсем понимаю, о чем ты говоришь.
avatar

Antonina

  • 6 января 2013, 09:58
+
0
Тонь, ну вот классикой жанра (именно детской лит-ры, хотя, по мне, так на все времена) принято считать Пушкина и его сказки. И, действительно, мы их начали читать оч.-оч. рано.
В сборниках и хрестоматиях попадаются стихи более взрослые, хотя, все-таки детям их читать можно и нужно.
Мандельштам ("Плачет телефон в квартире", "Рождественские Елки"...), Лермонтов ("Парус", "Тучка золотая"...), Бальмонт, Есенин... Стихотворений о природе, о праздниках - море. Стихотворений замечательных, интересных. Уже не таких сказочных, какие читаются детям в совсем юном возрасте.
Хотелось бы, чтобы знакомство с поэтами было не "наскоками", а проходило волнообразно и планомерно.
У нас дома мн-во книг (детских), в кот. есть стихи разных поэтов на разные темы. Но это сборники.
Был запрос на Лермонтова. Купли отдельную небольшую книжку и оч. часто доча его перечитывает. (Книга выпущена спец. для детей).
Какую книгу стоит купить еще (я про Лермонтова, например): спец. или уже подошел тот возраст, когда можно выборочно читать взрослые поэтические сборники? (Коих дома много, но... ставятся на полку также быстро (пока :)), как оказываются в руках.)
Еще один пример. Доча заинтересовалась Тургеневскими стихотворениями в прозе. Взяли старое академическое издание. Пока не пошло... Иллюстраций нет, текст мелкий (хотя нас это уже давно не смущало в книгах).
Сущ. масса современных переизданных классич. произведений в стихах именно для детского возраста: с картинками, средним текстом.
М.б., все-таки такими изданиями не стоит пренебрегать..?
avatar

Lubik

  • 6 января 2013, 11:10
+
0
"Сущ. масса современных переизданных классич. произведений в стихах именно для детского возраста: с картинками, средним текстом.
М.б., все-таки такими изданиями не стоит пренебрегать..?"

В таком контексте справедливее говорить о конкретных образцах, наверное, а не объединять в некое явление в целом?;)
avatar

Antonina

  • 6 января 2013, 12:12
+
0
Пришло в голову, что в качестве примера можно привести серию "Шедевры классической поэзии для юных читателей" издательства Эксмо. У нас дома есть книга "Роберт Луис Стивенсон" *Ссылки только для зарегистрированных пользователей*. В совсем юном возрасте (1-2 года) детям нравилось разглядывать и обсуждать картинки. Стихи, конечно, тоже зачитывала, но слушали их исключительно ради картинок. Сейчас старшая с бОльшим удовольствием слушает Блока из взрослого сборника, чем Стивенсона из этого.

Только что выяснила, что еще в этой серии выходили "Эдгар Алан По" и "Льюис Кэррол". Но вживую этих книг не видела.
avatar

Antonina

  • 6 января 2013, 20:12
+
0
А еще из моего детства дожила прекрасная книга "Медный всадник" (А.С. Пушкин:)) с иллюстрациями-гравюрами Федора Константинова (М, 1984 г.). Но опять же, дети пока предпочитают просто слушать рассказываемые наизусть фрагменты, а не "читать" с раскрытой книгой.
avatar

Antonina

  • 6 января 2013, 20:15
+
0
У нас тоже есть книга Стивенсона.:)
И Кэррол имеется тоже:
*Ссылки только для зарегистрированных пользователей*
:)) (Там есть оооч. странные стихи. Но дети уже не удивляются им.:))

Сущ. серия: Школьная библиотека: *Ссылки только для зарегистрированных пользователей*

А также серия: Хрестоматия. Начальная школа
*Ссылки только для зарегистрированных пользователей*

В этих сериях есть несколько сборников стихотворений разных авторов/одного автора.
Иллюстрации (для первой указанной серии) ч/б, оч. немного. Во 2-ой серии дост. крупный шрифт, иллюстраций нет.

"Но опять же, дети пока предпочитают просто слушать рассказываемые наизусть фрагменты, а не "читать" с раскрытой книгой."

Передо мной стоит вопрос сейчас, как научить/нужно ли учить воспринимать стихи про себя, когда ребенок с раскрытой книгой?
Пока, на мой взгляд, лучший способ чтения стихов - выразительно и вслух.
Иногда читаем вместе (каждый со своей интонацией и делимся впечатлениями).

"Сейчас старшая с бОльшим удовольствием слушает Блока из взрослого сборника, чем Стивенсона из этого."

Тонь, а какой сборник? Содержание.
avatar

Lubik

  • 6 января 2013, 22:38
+
0
"(Там есть оооч. странные стихи. Но дети уже не удивляются им.:))"

Стихи странные или перевод странный?

"Тонь, а какой сборник? Содержание."

Читаю чуть-чуть из раздела "Город", а сам сборник (если это важно): Александр Блок. Лирика. М, Правда, 1988

Будем обмениваться инфорацией о взрослых сборниках поэзии?:)
avatar

Antonina

  • 7 января 2013, 01:44
+
0
Другой пример, не знаю, насколько подходящий. Есть у нас толстенный сборник "С.Я. Маршак. Любимое чтение от года до семи". Начинается с "Дама сдавала в багаж", а заканчивается вполне себе "не совсем детскими" (или даже совсем взрослыми?..) лирикой, сонетами Шекспира, переводами Киплинга, Стивенсона, Бернса, Гейне и пр. Для лирики мои пока не готовы, хотя с удовольствием слушают те же переводы Бернса в песнях к аудиосказке "Робин Гуд" (старшая, по крайней мере, но с давних пор; а младшая вообще аудиосказки не любит).
avatar

Antonina

  • 7 января 2013, 01:56
+
0
Эммм... ну вот суди сама. Я думаю тематика странная.:)

Морж и Плотник (из Кэрроловского Зазеркалья). Не помню, как наз., стихотворение про отца, кот. стоял на голове. И все в таком духе.:)

Не то чтобы обмениваться, думаю, рассказывать об удачных "находках" для чтения детям в них (я про взрослые сборники).

Интересно, а Шекспировские сонеты в 8,5 лет, если читать вместе, не рано ведь?:)
avatar

Lubik

  • 7 января 2013, 10:20
+
0
"Интересно, а Шекспировские сонеты в 8,5 лет, если читать вместе, не рано ведь?:) "

Вот это я не представляю:) Моим любовная лирика пока абсолютно параллельна. Вообще-то мы в 6 или 7 классе вечер по ним делали... И то у многих понимания для прочтения не хватало...
avatar

Antonina

  • 7 января 2013, 10:32
+
0
Девочки, а я пока не понимаю, в чем вы видите принципиальное отличие поэзии от прозы (применительно к детям). Мне кажется, пока с этим не определимся, разговор не будет отличаться от обсуждения прозаических произведений...
avatar

Galina

  • 7 января 2013, 10:51
+
0
Это, Тоня, они еще в школу не пошли у тебя... Правда, думаю, мало будет понятно в любовной лирике без объяснений, но интересно м.б...:)

Я вижу отличие в том, что поэтическое произведение хочется запомнить наизусть (иногда или часто). Особенно детям. Но это применительно к детским стихам любой длины (за счет сказочного сюжета) и к недлинным "взрослым" стихотворениям (из-за отсутствия "детского" сюжета).
avatar

Lubik

  • 7 января 2013, 11:32
+
0
Кстати, насчет сонетов. (Ссылки на видео на сайт Человек, смотрящий и познающий).

Шекспир: Великие комедии и трагедии 1
*Ссылки только для зарегистрированных пользователей*

Сон в летнюю ночь (реж. Роберт Саакянц, 1992)
*Ссылки только для зарегистрированных пользователей*

Сложно для восприятия, но мои посмотрели. Старшая с удовольствием.
avatar

Lubik

  • 7 января 2013, 11:35
+
0
"поэтическое произведение хочется запомнить наизусть (иногда или часто). Особенно детям."

Очень неожиданное для меня определение:) Мои намного охотнее цитируют прозу... Поэтому и разделение для меня совсем иное. Поэзия - это когда смысл зашифрован (если он вообще есть) - передан иносказательно, когда надо сильно трудиться над пониманием и уметь почувствовать вкладываемую в произведение эмоцию. Т.е. стихи нельзя сесть и разъяснять по каждому слову, по каждому образу - если это сделать, то понимания и ощущения СТИХА у человека не будет.
Соответственно, все это не относится к "стихам для детей", которые мы изначально исключили из этой темы. Они должны быть просты для понимания и нести свойственные детям эмоции.
avatar

Antonina

  • 7 января 2013, 18:49
+
0
А что посоветуете девушке 16 лет, впервые открывающей для себя поэзию (школьную программу не считаем), находящейся в состоянии постоянной влюбленности? Хочется чтобы проняло и заинтересовало на дальнейшее чтение поэзии.
avatar

Tatyana

  • 17 января 2013, 10:21
+
0
Какой сложный вопрос... По-моему, в школьную программу включено огромное количество имен (мне первыми на ум приходят Есенин, Блок, Шекспир...) Просто можно же читать и другие произведения, не те, что в школе проходят...
avatar

Antonina

  • 18 января 2013, 10:21
+
0
Думаю, важно понять, какой стихотворный размер нравится в данный конкретный момент и развивать подобную "тему". Или, если этот вар. кажется слишком сложным, искать понравившуюся тематику.
Судя по описанию девушки: "находящейся в состоянии постоянной влюбленности", подойдет любовная лирика.:)
Я бы поступила так, в поисковик забивается "Любовная лирика" (дальше "реклама" Яндекса и Гугла :)), там, действительно, найдется если не все, то ооооч. многое.:)

А вообще, Тоня права. У признанных классиков (куда ни посмотри) есть масса замечательных стихов и сборников, не вошедших в шк. программу.
М.б., стоит начать с того, что выделить несколько наиболее запомнившихся со школы поэтов и попробовать читать их сборники или спец. искать их любовную лирику..?

(Знаете ли вы, сколько и скольким А.С. Пушкин писал замечательных, трогательных, нежных любовных посланий? Когда я открыла для себя его любовную лирику (в последних классах школы), мне стало не понятно, а как же любовь к Гончаровой, о кот. так много говорили в школе же...:) Но это так, едкое отступление, не для дискуссии. Просто я, видимо, не понимаю, как это, когда муза не одна.)

Также, м.б., понравится слушать русские романсы (например, в исполнении Елены Камбуровой), или песни Вероники Долиной. И у одной, и другой оч. много лирических песен о любви. И, главное, если понравится манера исполнения, это один из возможных, сравнительно несложных способов восприятия поэзии (на мой взгляд), через слушание чужого восприятия, через чужие интонации, через смысл, кот. другой человек вкладывает в стихи.
avatar

Lubik

  • 18 января 2013, 21:06
+
0
стихи легче запоминаются и воспринимать интересно.

"в девятиэтажном доме
на десятом этаже
никого не селят кроме
никого не селят кроме
никого не селят кроме
тех,
кто там
живет
УЖЕ"
(с) Рината Муха

самое страшное стихотворение, недавно услышанное мной =) детское? даже не знаю =)
avatar

Igor

  • 19 января 2013, 12:08
+
0
Любик, да, я знаю, просто вспомнилось =)
avatar

Igor

  • 20 января 2013, 20:09

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вставка изображения